Антон Дроздов: Пенсии не обесценились Из интервью Председателя Правления Пенсионного фонда России Антона Дроздова «Российской газете»
Антон Дроздов: Пенсии не обесценились
Из интервью Председателя Правления Пенсионного фонда России Антона Дроздова «Российской газете».
— Ежегодно в апреле проводится второе повышение пенсий. В этом году апрельской индексации не было. Почему так? В 90-е годы инфляция была намного больше и даже были задержки пенсий, но сами выплаты индексировались регулярно.
— Мы действуем строго по закону. С 1 февраля страховые пенсии индексируют по фактической инфляции за предшествующий год. А с 1 апреля может проводиться доиндексация в том случае, если рост доходов Пенсионного фонда превысил уровень инфляции. Все последние годы так и было. Но в прошлом году получилось иначе. Бюджет ПФР утверждали из расчета, что инфляция будет 7,5%. Фактическая инфляция составила 11,4%. И в феврале страховые пенсии были проиндексированы на эту величину. Так что государство выполнило свои социальные обязательства. Что касается индексации с 1 апреля, то она привязана к росту доходов ПФР, к росту зарплат и к поступлению страховых взносов. Если зарплаты растут быстрее инфляции (как это было в последние годы), появляются ресурсы для доиндексации. В прошлом году зарплаты выросли всего на 9,2%, а индексация уже проведена на 11,4%. Так что ни юридических, ни экономических оснований для доиндексации в этом году нет. Но главное достигнуто - пенсии не обесценились. Если в текущем году у нас в экономике будет складываться ситуация, когда опять зарплаты будут расти выше инфляции, то соответственно в следующем году у нас будет две индексации страховых пенсий.
— Но ведь цены на товары, которые в первую очередь нужны пенсионерам — это еда, лекарства — выросли намного выше показателя «общей» инфляции. Так что положение пенсионеров, даже после индексации, лучше не стало.
— Страховая пенсия привязана к двум индикаторам: росту зарплат и инфляции. По этим двум показателям индексируют пенсии во всем мире. И бывают периоды, когда зарплата растет более быстрыми темпами по сравнению с инфляцией, и для выплаты пенсий это благоприятное время. Но когда экономика ослабляется, инфляция обгоняет заработную плату. Тогда страховые пенсии индексируют на уровень инфляции, чтобы пенсии не обесценились. А вот социальные пенсии, которые не зависят от роста зарплаты и являются нестраховыми, у нас привязаны именно к уровню прожиточного минимума, то есть к росту цен на товары, о которых вы говорите. С 1 апреля социальные пенсии проиндексированы на 10,3 %.
— В последнее время снова говорят о возможности не платить пенсии работающим пенсионерам, об увеличении стажа для получения пенсии за выслугу лет врачами и учителями. Так ли уж необходимо включать ограничения именно сейчас, когда и без того жить стало труднее?
— Все, что вы перечислили — это отнюдь не новые и не антикризисные меры. В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, которая утверждена правительством, все эти вопросы рассмотрены. Это меры, которые призваны обеспечить для пенсионной системы большую справедливость и сбалансированность. В значительной степени Стратегия уже реализована — введен новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии, но ряд решений был перенесен на более поздний срок.
Возьмем пенсионное обеспечение учителей и врачей. Не секрет, что в советское время досрочные пенсии для некоторых профессий были некой заменой увеличения зарплаты, рост которой в тех экономических условиях не был возможен. Так что, по сути, введя пенсии по выслуге лет, государство давало дополнительный стимул для тех, кто шел работать в здравоохранение и образование. В условиях рыночной экономики и страховой пенсионной системы такие меры уже не работают и несправедливы: ведь за досрочные пенсии одних групп работников платят все остальные. Кроме того, в соответствии с президентскими указами продолжается повышение зарплаты всех бюджетников. Получается, что и досрочные пенсии остаются, и зарплата растет. По мере роста доходов дополнительный стимул в виде досрочной пенсии будет уже не нужен. К тому же резкого повышения стажа не будет. Минтруд предлагает плавное, постепенное движение: первые четыре года необходимый стаж будет увеличиваться по 3 месяца в год, потом по 6, а в итоге страховые пенсии за выслугу лет медработникам и учителям будут назначаться в общеустановленном пенсионном возрасте, но будет это только через 25-30 лет. Но, подчеркну, это — предложения, которые еще будут обсуждаться и просчитываться.
— А работающие пенсионеры? Где тут справедливость: ограничить в выплатах тех, кто работает и зарабатывает больше остальных?
— Это тоже мера из Стратегии. По работающим пенсионерам логика была следующая. Страховая пенсия — это часть утраченного заработка, когда человек по возрасту и состоянию здоровья уже не может трудиться. В этом суть пенсионного страхования. Если человек работает, то заработок он не утрачивает.
— Да, в советское время пенсии, продолжая трудиться, могли получать только рабочие. А ИТР выбирали — или пенсия, или зарплата. Но у нас сейчас пенсионеры работают в основном не от хорошей жизни, а потому, что на пенсию достойно не проживешь.
— Минтруд это как раз и учел. В нашей стране — высокая дифференциация зарплат, и работающие пенсионеры в основном получают невысокую зарплату. Конечно, имея зарплату в 10 тысяч рублей, еще 8-10 тысяч пенсии для них — существенно. Проанализировав ситуацию, предположили, что возможно ограничить получение пенсии у тех, кто зарабатывает миллион в год — 83 тысячи рублей в месяц. Планка высокая: таких работников-пенсионеров в стране не так много — порядка 220 тысяч. Они смогут вновь получать пенсию, когда прекратят работать или не смогут получать такую высокую зарплату.
— А как вы относитесь к аналогичному предложению минфина, который предлагает ограничить всех работающих пенсионеров?
— Мы тут расходимся с минфином, который предлагает ограничивать выплату фиксированной части пенсии (это 4 383 рубля минимум) тем, кто зарабатывает порядка 18 тыс. рублей. Средняя зарплата сейчас 30 тыс. рублей, так что в этом случае ограничение коснется уже 11 из 14 миллионов работающих пенсионеров. Это и те, кто получает небольшую зарплату и невысокую пенсию. Социальный блок против такого подхода.
— Какова ситуация с пенсионным возрастом? Когда принимали новую пенсионную формулу, говорили: в ней заложен механизм «мягкого» повышения возраста — когда человеку выгодно оформить пенсию позже, и этого, мол, достаточно для сбалансированности бюджета ПФР. Но сейчас снова заговорили о повышении общеустановленного пенсионного возраста?
— В свое время у нас было несколько аргументов против повышения пенсионного возраста. Первый — это демография, а именно недостаточно высокая продолжительность жизни, особенно у мужчин. Второй — это механизм расчета пенсий. Формула была такой, что сокращения расходов Пенсионного фонда при увеличении возраста выхода на пенсию не происходило бы. Третий — низкая зарплата значительной части населения, особенно женщин. Четвертый — рынок труда. Сейчас ситуация меняется. Постепенно растет продолжительность жизни. Время нахождения на пенсии тоже увеличилось в среднем до 21,5 года, а у женщин - 25,3 года. Пенсионную формулу мы поменяли, зарплаты бюджетникам увеличиваем. Но дискуссия продолжается, взвешиваются все «за» и «против». Надо ведь учесть и состояние здоровья населения, которое в России к 60-65 годам хуже, чем в той же Европе. После 60 лет многим людям дается инвалидность. Я только хочу сказать, чтобы было понятно, что эффект повышения пенсионного возраста — это не вопрос исключительно экономии средств Пенсионного фонда, хотя это тоже важно. Эффект возраста — это вопрос справедливости распределения между поколениями страховых взносов, которые платятся в пенсионную систему. Если планку возраста делаем слишком низкой, мы повышаем количество людей, получающих пенсию, и тем самым увеличиваем нагрузку на тех, кто сейчас работает и отчисляет страховые взносы. Если планку возраста делаем слишком высокой, мы, наоборот, занижаем время нахождения на пенсии, то есть, по сути, обделяем старшее поколение.
Ирина НЕВИННАЯ,
«Российская газета»,
март 2015 года