Выступление на послании 20.02.2015г
Добрый день коллеги, гости!
Послание Главы РМ Государственному собранию на 2015год – это программный документ и работать с ним надо имея первоисточник на руках
Цитирую: « Большие задачи по укреплению стабильности в обществе, сохранению трудового ритма республики, созданию прочных заделов для дальнейшего социально-экономического развития стоят перед органами госвласти и местного самоуправления.
Сегодня очень важно, чтобы все уровни власти- и федеральные территориальные структуры, и республиканские, и муниципальные – работали как единый механизм, эффективно взаимодействуя друг с другом. Для реализации этой задачи нам необходимо выстраивать единообразную вертикаль взаимодействия от республиканского уровня до уровня поселений, провести корректировку наших программ развития с тем, чтобы вписаться в единый общегосударственный процесс с стратегического планирования в соответствии с ФЗ о стратегическим планированием в РФ.
Сегодня на первый план в работе всех органов власти выходит проблема качества профессиональных кадров.» и т.д речь идет о дальнейшем развитии и изменениях в 131- ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления», который принято называть реформой всех ветвей власти.
«Наши реформы должны быть жизненными, должны черпать свою силу в русских национальных началах, в развитии земщины, развитии самоуправления, в передаче их участия в гособязанностях, и в создании на низах крепких людей, которые будут связаны с госвластью – вот наш идеал местного самоуправления» - это сказал Петр Столыпин, и сказано больше 100 лет назад, и настолько актуально это сейчас!
Местное самоуправление – это фундамент уровневой системы управления, которое сложилось в нашей стране за последние десятилетие.
Тезисно: 1) Оно стало обязательным на территории всей России;
2) Оно встроилось в систему публичной власти в целом .Органы МСУ не входят в систему органов госвласти, тем не менее они принимают нормативно-правовые акты, являющиеся обязательным для исполнения на территории муниципального образования ( которые в силу профессиональных качеств муниципальных служащих часто оставляет желать лучшего)
3) закреплен определенный круг полномочий органов МСУ и определенный перечень вопросов местного значения ( юридически, но закреплены финансами)
4) Местное самоуправление стало формой осуществления власти народом и институтом гражданского общества ( власть реально приблизилось к народу – потому ли , что оно стоит лицом к лицу с любой проблемой, и народ ищет ее решение внизу)
С теорией все нормально – а практически?
Права юридические у МСУ есть (что замечательно для контрольно-проверяющих органов), но нет экономической свободы и собственных финансовых возможностей для развития территории.
Знаю, скажете – создавайте новые рабочие места, привлекайте инвесторов и т.д. На сегодняшний день существует много регрессивных факторов, которые формируют инвестиционную непривлекательность наших муниципалитетов: недостаток средств в местных бюджетах, дефицит профессиональных кадров, неразвитость отраслей, нехватка рабочих мест в сочетании с безработицей, низкие заработные платы, обуславливающие отток трудоспособного населения с территории, неприглядное состояние инфраструктуры, слабость дорожной сети и многое другое… Конкретизирую: две вещи- низкий уровень собственных доходов местных бюджетов и нехватка квалифицированных кадров для осуществления и реализации полномочий. От себя добавлю – отсутствие целей и приоритетов в социально-экономическом развитии (верните душу 131 ФЗ, грубо говорю его МОТИВИРОВАННОСТЬ!)
Чтобы быть фундаментом низшая власть должна быть сильной, уважаемой. А сегодня наша власть похожа больше на общественную организацию у которой ничего нет и ходит она- просит, уговаривает. Ну, пожалуйста отдайте налоги, дайте дотацию, верните акцизы от ГСМ – ведь вы обещали, ведь закладывали цифру в начале года, и мы его исполнили, не потому , что мы такие хорошие, а потому что поверили! НДФЛ- самый прогнозируемый налог, все просили увеличить норматив отчислений – пожалуйста- вам много 10%, поработайте на 2%. Как можно строить дальнейшую стратегию развития территории когда не знаешь, что тебя ждет в конце года, в будущем году? А не перераспределят норматив еще раз? И да это не так важно. Есть еще один аспект - КАДРЫ! Я пришла на эту выборную должность 11 лет назад со школы, будучи рядовым учителем. Кандидатур на главу поселения ( тогда сельсовета) было несколько! Был стимул, была мотивация: зарплата, карьерный рост, возможность сделать для села что-то, а сейчас? Пример – закрывают школы, больницы, Фапы ( речь веду о земской интеллегенции) в селах люди остаются без работы и кто-нибудь изъявил желание пойти работать в органы местного самоуправления – НЕТ! И сколько не обучали, сколько не готовили «дублеров» в село работать не пойдут и дело даже не в зарплатах. «Чиновник!» - сегодня включаешь телевизор, Интернет, читаешь прессу, муниципальный служащий так «распиарен», просто единственный в мире человек. Чиновник в ругательном значении, чиновник-вор, чиновник- коррупционер! Но так не бывает. Скажу словами своей коллеги- в любом чистом болоте найдется своя бешеная лягушка1 Но почему только муниципальный служащий? Сколько честных, порядочных профессионалов работает.
Два вывода: муниципальная власть должна быть ответственной и профессиональной –ДА! Но ей еще больше необходимо доверие и финансовая поддержка!
Жизнь продолжается и время бежит очень быстро. Наступит 2018год , но еще раньше придут другие годы – выборы! И тогда придется оглянутся назад и сказать населению , что обещали и что сделали, вы нам поверили – а мы?
И спрос будет с самого низшего эшелона власти с муниципального. Просьба, чтобы нас не просто послушали, а чтобы мы были услышаны. Наши проблемы- общие проблемы!