Внедрение Регионального образовательного модуля «СТАРТ В ПРОФЕССИЮ».
В Чамзинском муниципальном районе началось внедрение Регионального образовательного модуля «СТАРТ В ПРОФЕССИЮ».
Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Центр занятости населения Чамзинского района» совместно с органами управления в сфере образования Чамзинского муниципального района с 01 октября 2014 года приступили к реализации модуля. Составлены графики проведения профориентационных мероприятий на 2014-2015 учебный год в рамках данного модуля по всем классам общеобразовательных учреждений и утверждены директорами учебных заведений.
Разработанный Государственным комитетом по труду и занятости населения Республики Мордовия, составитель: Антонова М. В., Первый заместитель Председателя Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения Рекомендован Республиканским экспертным советом при Министерстве образования Республики Мордовия. Реализация данного модуля предполагается через скоординированную совместную работу органов службы занятости, органов управления в сфере образования и непосредственно педагогов.
Профориентационный образовательный модуль предлагает новый подход к организации профориентационной работы в школе, направлен на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Модуль предусматривает поэтапное формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для принятия осознанного решения по выбору профессии, на окончательном этапе курса. Занятия организуются в соответствии с ведущими сферами возрастной деятельности.
Структура регионального образовательного модуля представляет собой гибкую систему тем, объединенных по деятельным и функциональным признакам. Она дает возможность учитывать возраст и уровень сформированности универсальных учебных действий и предметных знаний школьников; содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора обучающихся.
Первая тема «Профессии моей семьи» (1 - 4 классы) содержит общие сведения о мире профессий, способах их классификации, условиях выбора и т.п.
Вторая тема «На пути к жизненному успеху» (5 - 7 классы) направлен на формирование образа «Я», диагностику личностных особенностей, выявление профессиональных склонностей и интересов, соотнесение индивидуальных качеств с требованиями выбранной профессии.
Третья тема «Моя профессиональная карьера» (8 - 9 классы) знакомит школьников с современным рынком труда, основными требованиями, предъявляемыми персоналу.
Четвёртая тема «Мой выбор» (10 - 11 классы) направлен на обучение практическим навыкам, необходимым для выполнения должностных обязанностей по той или иной профессии; отработку навыков целеполагания и построения профессионального плана.
Результатом освоения профориентационного модуля должно являться освоение сущности и содержания следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
классификация, типы профессий;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, этапы построения карьеры;
личный профессиональный план;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны приобрести навыки:
ориентирования в типах и подтипах профессий;
выявления своих способностей и профессиональных интересов;
определения психологических особенностей своей личности;
составления личного профессионального плана и мобильного его изменения;
определения соответствия выбранной профессии своим способностям, личностным качествам и запросам рынка труда;
разработки алгоритма построения своей профессиональной карьеры;
выполнения работы по различным профессиям.
Региональный образовательный модуль «Старт в профессию» сделан с учетом региональной спецификиинаправлен на достижение следующих целей:
Оказание психологической и информационной поддержки школьникам в выборе ими направления дальнейшего обучения в учреждениях профессионального образования, а также в социальном и профессиональном самоопределении.
Формирование у обучающихся представления о требованиях современного общества к выпускникам учреждений общего и профессионального образования.
Развитие у школьников отношения к себе как субъекту будущего профессионального образования и профессиональной деятельности.
Овладение обучающимися способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута.
Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающихся и профилю дальнейшего обучения, в первую очередь в собственном регионе с учетом возникающих кадровых потребностей.
Основные задачи регионального образовательного модуля:
Содействовать в оказании помощи школьникам в оценке своих личностных качеств и осознании возможностей в сфере профессиональной деятельности.
Расширить знания обучающихся о мире профессий через знакомство с их классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями профессиональной подготовки; получение представления о профессиональной пригодности и компенсации своих ограничений.
Познакомить обучающихся с содержанием профессиональной деятельности.
Подготовить обучающихся к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии.
Сформировать у обучающихся навыки планирования своей профессиональной карьеры.
Познакомить обучающихся с качественными и количественными потребностями общества в кадрах, перспективами профессионального становления в условиях своего региона.
В Чамзинском муниципальном районе началось внедрение Регионального образовательного модуля «СТАРТ В ПРОФЕССИЮ».
Разработанный Государственным комитетом по труду и занятости населения Республики Мордовия, составитель: Антонова М. В., Первый заместитель Председателя Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения Рекомендован Республиканским экспертным советом при Министерстве образования Республики Мордовия. Реализация данного модуля предполагается через скоординированную совместную работу органов службы занятости, органов управления в сфере образования и непосредственно педагогов.
Предлагаемый региональный образовательный модуль регламентирует организацию профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ Республики Мордовия.
Основная цель, которая преследуется при организации профориентационных мероприятий, - это знакомство школьников с миром профессий, формирование их мечты о профессиональном будущем, оказание помощи в выборе видов деятельности по интересам. Для достижения этой цели предлагаются различные занятия, которые включают в себя спектр различных мероприятий: беседы, дискуссии, конкурсы, проекты, тренинги, игры, упражнения и т.д.