Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами

Вы находитесь на старой версии официального сайта Чамзинского муниципального района Республики Мордовия. Новая версия сайта с информацией от 01.01.2023 находится по адресу: https://chamzinka.gosuslugi.ru/

Справочные сведения о Пичеурском...

ПАСПОРТ социально-экономического развития Пичеурского сельского поселения на 01.01.2018 г.

ПАСПОРТ социально-экономического развития Пичеурского сельского поселения на 01.01.2017 г.

ПАСПОРТ социально-экономического развития Пичеурского сельского поселения на 01.01.2016 г.

 

СЕЛО РОДНОЕ, ПИЧЕУРЫ

"Я помню смрад курной избы,

Нечистой, крошечной и

тёмной…

Стоял мужик пугливо-томный,

Возилась баба у печи

И ставила пустые щи". 

Н.П.Огарёв, русский поэт. 

Во второй половине ХVI века в сплошных лесах на берегу реки Пичеурка, возникли отдельные хижины, землянки мордвы. Шли годы, росло поселение Пичеуры, жители которого, занимались охотой, рыбной ловлей, бортнчеством, приручением диких животных и мотыжным земледелием. 

Прежде чем назваться селом Пичеуры, они прошли довольно большой путь своего развития. Начав с отдельных землянок, сараев и хижин без окон, во второй половине ХVI в., выросло в поселение Пичеуры 1630 г. Как географическая и юридическая точка, село Пичеуры появилось в первой половине ХVШ века (1730 г.), о чем свидетельствует запись летописцев-историков. 

Топонимика Мордовской АССР указывает, что село Пичеуры означает пиче - сосна, ур - гора, водораздел, система скал, принадлежащих одной горе. Поэтому не приходится удивляться тому, что само название нашего родного села происходит от мордовской топонимики или точнее, находится с ней в прямой связи. 

Среди старожилов села Пичеуры бытовала легенда: после завоевания Иваном Грозным Казани строились засечные линии и оборонительные валы с использованием местности для защиты юго-восточных границ Московского государства от набегов нагайских орд. На этой засечной линии в 1578 г. был основан сторожевой пост, на месте расположения Пичеур. Засечная линия проходила от г. Саранска (Посоп) на Атемар, далее через поваленный лес на Мокшалеи, по реке Рубеж, поселение Пичеуры, Неклюдово и далее в Присурье. По мере расширения границ Русского государства, вокруг сторожевого поста стали селиться пришлые крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы. Основная масса людей селилась вдоль реки Малая Кша, Протамлейкаи к 1630 году поселение имело очертание нескольких улиц Мордовская, Русская, Окша. 

Доведенные до разорения, жители поселения Пичеуры принимали участие в крестьянской войне под предводительством Степана Разина (1667-1670 гг). В составе мордовского повстанческого войска, которое объединилось с войсками Степана Разина и которое возглавлял легендарный герой мордовского народа мурза Акайка Боляев, были и потомки из поселения Пичеуры. В знаменитом сражении отряда Акайки против царского генерала Борятинского в ноябре 1670 г. пичеурцы сражались героически. 

К 1730 году, когда Пичеуры приобрели статус села в нем проживало 327 человек и насчитывалось 65 хозяйств. Хотя здесь крестьяне относились к категории удельных, положение их было таким же тяжелым, как и помещичьих. Многие хозяйства были безлошадными, не имели коров. Почти все население было неграмотным. 

В те времена пичеурские окрестности были более лесистыми, чем теперь. Вот как описана природа этой округи в начале ХVIII столетия. « В том лесу деревья - дуб, клен, сосна, вяз, ясень, липа, осина, ольха, береза, орешник, неклен, черемуха, рябина, смородина, ива, ветла, яблоня, курослепженик, жимолость, крушина, калина; птицы - соколы, грачи, ястребы, вороны, голуби, воробьи, сороки, галки, коршуны, синицы, гуси, журавли, утки, рыболовы, цапли, аисты, луни, кукушки, дятлы, сойки, соловьи, скворцы, чижи, дрозды, рябцы, конопляники, тетери, тристянки, желки, совы, сычи, филины, коростели, перепелки, ветолки, горлицы, ласточки, касатки, снегири, цыбесы, кулики; звери - медведи, волки, лисицы, куницы, белки, зайцы, горностаи, рыси, хори, норки, хомяки, суслики, ежи. 

В реках и озере рыба: сомы, щуки, голавли, язи, лещи, шперы, сушки, окуни, плотва, ерши, пискари, караси, налимы, уклеи. 

Хлеб родится: рожь, пшеница, овес, греча, полба, ячмень, просо, горох, семя конопляное, льняное; огородные овощи - капуста, огурцы, лук, чеснок, редька, морковь, свекла, бобы; овощи полевые – клубника, земляника, костеника; лесные - яблоки, малина, черемуха, смородина, орехи, рябина, калина, вишня; грузди-белянки, рыжики, грибы». 

Тяжелый гнет самодержавия заставлял бедноту искать выход из содавшегося положения, и они не раз поднимались на борьбу за волю. 27 июля 1774 года пичеурцы с большим сочувствием встречали войска Емельяна Пугачева. Передовые отряды его войска шли на Саранск через Пичеуры, Большое Маресево. Многие крестьяне и мастеровые с. Пичеуры вступили в повстанческую армию Пугачева. После поражения войск Пугачева, был издан в 1775 г. царский указ о помиловании восставших. 

Выступали пичеурцы и в 1812 г. против нашествия Наполеона на Россию. В Саранске был сформирован полк ополчения из людей окрестных сел и деревень, в их числе были и пичеурцы. Знамя-хоругвь ополченцев Саранского полка ныне хранится в Мордовском краеведческом музее. 

Они принимали участие в борьбе против самодержавия и в после реформенные годы, большую активность беднота проявляла и в 1905 г. 

В 1893 голу через Чамзинку прошла линия Московско-Казской железной дороги, в декабре 1895 года, было открыто железнодорожное движение на линии Рузаевка-Пенза, а в конце 1898 года, - по лини Рузаевка-Сызрань. Это способствовало некоторому оживлению в росте населения села, в торговли, сбыте зерна, мяса, кожи, пеньки, мочала,таба ка-махорки. К 1900 году село сформировалось в рамках улиц: Окша, Свербия, Мордовская, Пестовка, Русская, Хохловка, Силкина. Численность населения составила около 700 человек при 143 хозяйствах. 1 сентября 1914 года началась империалистическая война, которая велась в интересах буржуазии и помещиков, была тяжелым бременем для трудящихся масс. С 1914 по 1917 годы из села было призвано в армию 127 человек взрослого мужского населения. Главную массу мобилизованных составляли крестьянская беднота и середняки. Семьи бедствовали. У крестьян забирали лошадей. Село осталось без рабочих рук и тягловой силы. В 1917 году в селе около половины крестьянских хозяйств остались безлошадными. 

В годы войны с новой силой разгорается движение крестьян. Только в 1916 г. в Мордовии произошло 22 крестьянских выступления. Чувствовалось приближение революции. 27 февраля 1917 г. восставший народ свергнул царя. О победе революции в селе узнали 2 марта 1917 года. В апреле месяце 1917 г. в Пичеурах был создан волостной комитет. Крестьяне села Пичеуры, как и трудящиеся других народов России, недовольные политикой Временного правительства, шли под руководством большевиков к социалистической резолюции. 

3 апреля 1917 года в Россию из эмиграции возвратился В.И.Ленин. Руководствуясь ленинскими идеями, большевики села Пичеуры развернули огромную работу в массах под лозунгом "Вся власть Советам". 

Крестьянское движение в мордовском крае, рост всеобщего недовольства трудящихся политикой Временного правительства являлись составными частями назревавшего в стране общенационального революционного кризиса. 

25 октября (7 ноября) 1917 г. в результате вооруженного восстания солдат и матросов в Петрограде было свергнуто буржуазное Временное правительство. На своих уездных съездах трудящиеся выносили решения о признании Советской власти и установлении её у себя. На общем собрании крестьян села Пичеуры, состоявшегося в начале 1918 г. селе была установлена Советская власть, а так же был создан первый в Мордовии комитет бедноты. 

Как и по всей стране, в мордовском крае Советская власть укреплялась в тяжелой классовой борьбе. Весной 1918 г. внутренние и внешние враги Советской власти, объединившись, повели открытую вооруженную борьбу против республики Советов с целью уничтожить её. Началась иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР 1918-1922г. 

В годы войны сложилось тяжелое положение в снабжении рабочих и Красной Армии хлебом и продовольствием. Коммунисты, комсомольцы и всё крестьянство села приняло активное участие в сборе средств помощи. Летом и осенью 1918 г. от крестьян села поступило около 700 пудов зерна, а в 1919 г. около 1000 пудов. А всего по Ардатовскому уезду было собрано в 1918 г. около 156 тыс. пудов и в 1919 г. около 283 тыс. пудов, что составило 0,4% от объема заготовок зерна по всей стране. 

В самые трудные дни гражданской войны В.И.Ленин говорил: "Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть - власть трудящихся что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда".

/В.И.Ленин. Полн.собр.соч.,т.38, стр. 315/.  

Красная Армия в 1919-1920 гг. отбила три похода иностранных интервентов (14 государств), разгромила белогвардейские войска ставленников Антанты - Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля, белопанской Польши, полностью изгнала (к концу 1922 г.) из пределов страны военные силы интервентов и внутренней контрреволюции. 

По завершению гражданской войны, в село стали возвращаться солдаты, которые сразу приступали к восстановлению своих хозяйств. Правительство провело ряд мер облегчающих положение рабочих и крестьян (бесплатное питание детей, организация детских домов, ссуды бедноте я другие меры). Но трудностей у государства и народа было больше чем достаточно. 

В декабре 1927 г. партия приняла решение о всемерном развертывании коллективизации сельского хозяйства. На. общем собрании колхозников, колхоз был назван "Новый путь". По завершению коллективизации в 1931 г. почти все население села вступили в колхоз. 

Составной частью строительства социализма являлась культурная революция. Уровень грамотности в селе был чрезвычайно низким около 30 %. В селе была открыта школа, которая находилась в крестьянской избе, а затем были построены: начальная школа, изба - читальня, детские ясли. Был создан пункт ликбеза. Обучение взрослых грамоте проводили учителя, комсомольцы, а так же дети обучали грамоте своих родителей. 

Утверждение социалистической системы в сельском хозяйстве коренным образом изменило лицо деревни и прежде всего ее классовую структуру. Вместо батраков, бедняков и середняков появился новый тип крестьянина - рабочий совхоза, колхозник. Вместо кустаря-одиночки появился рабочий промысловой кооперации. Эксплуататорский класс-кулачество был ликвидирован; источник реставрации капитализма внутри страны уничтожен, в деревне победил социализм. 

Мирная жизнь советских людей была нарушена вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война - самая тяжелая и кровопролитная в истории нашей страны. Развернулась военная мобилизация населения, многие уходили на фронт добровольцами. Из нашего села в Красную Армию в период с 1941-1945 гг. ушло на фронт более 350 человек. Всего погибло в Великой Отечественной войне 230 наших односельчан. Об этом пичеурцам постоянно напоминает памятник, воздвигнутый в селе в честь павших героев войны. На нем высечены фамилии: Антошины, Бедины, Волковы, Жогины, Идашины, Кузяковы, Красильниковы, Молодочкины, Манаковы, Мосевнины, Синицины, Тулисовы, Ушановы, Хорины, Шалуновы и др. Все дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны, и всё убедительнее встает перед нами величие подвига народов СССР в борьбе с фашизмом, его массовый трудовой героизм останется в памяти благодарного потомства. 

Труженики нашего села приложили немало усилий к тому, чтобы поднять экономику колхоза в послевоенные годы. Если в 1931 голу на территории села была одна мукомольная мельница, пенькозавод, начальная школа в крестьянской избе, один трактор, то сейчас имеется пенькозавод, комбикормовый завод, животноводческий комплекс по откорму молодняка крупнорогатого скота, крупный машино-тракторный парк. Имеются: средняя школа, Дом культуры, Дом быта, почтовое отделение, лагерь труда и отдыха старшеклассников, магазины. 

Следуя по пути, указанному партией, труженики нашего села вносят, достойный вклад в создание материально-технической базы коммунизма, в цвет социалистической культуры многонационального советского народа.

  

СВЕДЕНИЯ

О СТАРИННЫХ ЗАБАВАХ, УВЕСЕЛЕНИЯХ И ТРАДИЦИЯХ В СЕЛЕ 

Как и у всех народов и народностей, в нашем селе проводились различные старинные мероприятия, которые зародились в далёком прошлом. 

Одной из традиций были посиделки, на которых девушки вязали, пряли вышивали, происходило знакомство с парнями. Собирались по вечерам на улицах хороводы, играли в "горелки", "танцевали линсе и кадриль. 

На кануне Нового года среди улиц разводили костры, - это "сжигали старый год". На масленицу во всех домах пекли блины, а потом устраивали катания на санях по улицам, для этого запрягали лучших лошадей. И все и увеселения проводились под исполнение песен, таких как: "Стонет, стонет сизый голубочек", "Сидел Ваня на диване", "Скакал казак", " Маруся отравилась", "Черный ворон", "Не пора ли нам, ребята, своё пиво пити" и др. 

Среди прочих забав излюбленным было также катание крашеных яиц на улицах "по лубку" или "с мячом". Это происходило в воскресные дни весной, после Пасхи. Привлекательны были игра в лапту или в городки. 

В Пичеурах до конца 20-х годов XIX века "дожили" и кулачные бои. Вы ходили улица на улицу, а иногда и половина села на другую половину. 

Почти все эти забавы и увеселения в селе отжили. На смену им приходят новые: кино, художественная самодеятельность, спортивные состязания и др. 

Но неизменно остаётся традиция отмечать годовщину свадьбы серебряной и золотой. Но, кроме того, в народе с давних пор принято отмечать более двадцати свадеб, которые соответствуют прожитому в супружестве времени. Ведь и молодым парам, не имеющим пока столь солидного стажа, хочется отметить свой юбилей. Народный обычай учитывает и это. 

Вот некоторые из них: ситцевая или марлевая, отмечается после одного года супружеской жизни, деревянная - соответствует пяти годам, цинковая – соответствует шести с половиной годам, медная - семи, жестяная - семи, а десятилетке отмечается как день рос. Двенадцать с половиной лет отмечаются как никелевая свадьба, стеклянная - пятнадцать, фарфоровая - двадцать, серебряная - двадцать пять, жемчужная- тридцать, алюминиевая - тридцать семь с половиной лет, рубиновая - сорок, золотая - пятьдесят, платиновая - шестьдесят, железная - шестьдесят три, каменная - шестьдесят семь с половиной, бриллиантовая - семьдесят пять лет. 

Вот что сохранила память старожилов о былых уличных забавах, селениях и традициях происходивших в селе Пичеуры. 

Многое из того, что было, теперь кажется устарелым и грубым. Но лучшие традиции народного быта сохранились и развиваются.

1 из 7
2 из 7
3 из 7
4 из 7
5 из 7
6 из 7
7 из 7